Друзья, то что творится на рынке электромобилей напоминает настоящий «финансовый шабаш». Причем это становится общей тенденцией. Начало положила компания Тесла, капитализация которой превысила 1 трлн. долл. и обогнала по стоимости все автобренды вместе взятые.
Следующим феноменом электромобильного бизнеса стала американская компания Rivian. Выпустив несколько десятков электропикапов компания осуществило IPO на бирже и ее капитализация превысила 100 млрд. долл.
Для сравнения вот данные о капитализации основных автобрендов
Понятно, что 100 млрд. долл. на дороге не валяются, и за подобным успехом стоят вполне осязаемые факты и обстоятельства. Еще до публичного размещения у компании были очень серьезные инвесторы, вложившие значительные средства:
- Amazon — 1,3 млрд. долл.
- Ford — 500 млн. долл.
При этом Амазон уже обеспечил компанию заказом на 100 тыс. грузовичков. Правда сами грузовики еще не разработаны. Форд собирался заниматься совместной разработкой и производством с Rivian электропикапов. Ведь за старейшиной американского автобизнеса стоит легенда среди пикапов — F150
пикап F150, источник fordmuscle.com
Но судя по всему, дележка «неубитого медведя» началась еще до его поимки.
По данным издания WSJ партнеры решили все-таки порознь покорять вершины электромобильного рынка
источник wsj.com
Понятно, что стороны клянутся в вечной дружбе и дальнейшем сотрудничестве. Но как говорят у нас в России — «дружба дружбой, а денежки врозь». Ведь по сути обе компании нацелены на один и тот-же сегмент авторынка, где борьба обещает быть жестокой и бескомпромиссной.
Не знаю, принял ли Илон Маск деятельное участие в этом разводе, но то, что он сильно обрадовался это точно. Ведь сразу после IPO Rivian, когда «электровыскочка» привлек с рынка 11,9 млрд. долл. Маск обрушился с язвительными тезисами о произошедшем.
источник forbes.ru
В любом случае Форд уже неплохо заработал на компании которая пока не выпустила в открытую продажу ни одного автомобиля (все выпущенные авто разошлись по сотрудникам компании). Вложив в компанию 500 млн. долл. Форд получил 12% Ривиан, которые сейчас оцениваются в 13,5 млрд. долл.
В похожей ситуации в свое время был Даймлер.
В 2009 году он приобрел 9,1% Теслы за 50 млн. долл. В 2014 году он продал этот пакет (к тому времени 4%) за 780 млн. долл. Казалось бы супервыгодная сделка. Но сейчас стоимость этого пакета порядка 40 млрд. долл.
Пойдет ли Форд по пути Даймлер — покажет время. В любом случае битва за мировой электромобильный рынок только разворачивается и нам предстоит увидеть еще много интересных событий.
Лично я не держу акций Tesla и Rivian. Приобретать их тоже пока не собираюсь. Лично я не очень верю во всеобщую электромобилизацию планеты в ближайшее будущее. Но это как говорится отдельная история.
Печально только одно, что на этом празднике электромобильного бизнеса перспективы России не просматриваются от слова совсем.