Китай демонстрирует стабильный рост и становится мировым лидером по производству автомобилей и электромобилей в том числе. Дошло до того, что Правительства западных стран начинают вставлять палки в колеса китайскому автопрому путем повышения пошлин. Они всеми силами стараются защитить хотя бы свои собственные рынки. Если западные компании не адаптируют свои стратегии, они рискуют потерять еще большую часть рынка в ближайшие годы. Упадок ведущих автопроизводителей: Volkswagen, Toyota, Hyundai-Kia уже виден в 2023–2024 годах.
За последние два года автомобильная промышленность пережила значительные потрясения. Три ведущих мировых автопроизводителя — Volkswagen Group, Toyota Motor Corporation и Hyundai-Kia Motors — столкнулись с резким падением объёмов производства и продаж. Давайте рассмотрим основные причины, статистику и ключевые события, которые привели к этим изменениям.
Volkswagen: проблемы в Европе и переход к электромобилям
Volkswagen Group — один из крупнейших автопроизводителей в мире — в 2023–2024 годах значительно сократил объёмы производства. Согласно данным, общий объём продаж снизился на 15%, а выручка компании упала на 12%.
Статистика по основным показателям:
- Продажи (2023): 8,3 млн автомобилей (в 2022 году — 9,8 млн).
- Выручка (2023): 250 млрд евро (в 2022 году — 285 млрд евро).
- Чистая прибыль (2023): 12,5 млрд евро (в 2022 году — 15 млрд евро).
- Производство электромобилей (2023): 750 тыс. единиц (снижение на 10% по сравнению с 2022 годом).
Операционная прибыль Volkswagen по итогам третьего квартала 2024 года уменьшилась на 42%, маржа по легковому подразделению снизилась до 2%. Разочарованием года для концерна стали продажи в КНР: в третьем квартале они уменьшились на 15%, а за три квартала 2024 года — на 12% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Продажи, по ожиданиям компании, упадут до 9 млн автомобилей (в 2023-ем было 9,24 млн).
Эксперты выделяют следующие причины падения:
Энергетический кризис в Европе: рост цен на энергоносители и материалы ударил по заводам Volkswagen в Германии и Чехии, что привело к перебоям в производстве.
Низкий спрос на электромобили: несмотря на значительные инвестиции в линейку ID, спрос оказался ниже ожиданий, особенно на ключевых рынках Европы.
Завод ФОльксваген в Эмдене
Закрытие заводов:
Завод компании в Эмдене (Германия) временно остановил производство в июле 2023 года из-за низкого спроса на электрические модели.
Volkswagen столкнулся с жёсткой конкуренцией со стороны китайских производителей электромобилей, таких как BYD и Nio, которые предлагали более доступные модели с большим запасом хода.Toyota: глобальные сбои и дефицит компонентов.
Также компания продала свои Предприятия в России.
Пока компании удалось избежать закрытия остальных заводов в Европе. Но выпуск на них будут сокращен на 734 тыс. автомобилей.
По данным Bloomberg, автоконцерн готов продлить гарантии занятости для сотрудников до 2030 года, но взамен работникам придется отказаться от премиальных выплат.
Toyota Motor
Toyota Motor Corporation традиционно лидирует по продажам автомобилей, однако за последние два года компания также столкнулась с серьёзными трудностями.
Статистика основных показателей за последние 2 года:
- Продажи (2023): 9,1 млн автомобилей (в 2022 году — 10,5 млн).
- Выручка (2023): ¥32 трлн (в 2022 году — ¥34 трлн).
- Чистая прибыль (2023): ¥2,1 трлн (в 2022 году — ¥2,8 трлн).
- Производство электромобилей (2023): 300 тыс. единиц (рост на 5%, но это лишь 3% от общего объема производства).
Японский автопроизводитель Toyota сообщил, что мировое производство в ноябре сократилось десятый месяц подряд, хотя мировые продажи выросли второй месяц подряд благодаря устойчивому спросу в США и Китае.
Крупнейший в мире автопроизводитель произвел 869 230 автомобилей в ноябре, что на 6,2% меньше, чем за тот же месяц прошлого года. Это гораздо больше, чем падение на 0,8%, которое было зафиксировано в октябре.
Аналитики мирового автопрома выделяют следующие причины падения:
- Дефицит микрочипов: Toyota продолжает испытывать трудности с поставками полупроводников, что привело к задержкам в производстве.
- Задержка в переходе на электромобили: компания сосредоточилась на гибридных технологиях и водородных автомобилях, что ослабило ее позиции на рынке электромобилей.
- Закрытие заводов: в августе 2023 года Toyota закрыла завод в Таиланде (Бангкок), сославшись на низкий спрос в регионе.
В России компания также прекратила свое присутствие на официальном уровне.
Toyota также подверглась критике за медлительность в реализации своих планов по выпуску полностью электрических автомобилей, что позволило конкурентам обойти её в этом сегменте.
Hyundai-Kia: санкции и зависимость от внешних рынков
Южнокорейский автогигант Hyundai-Kia Motors продолжает занимать высокие позиции на рынке, но столкнулся с рядом трудностей, которые сказались на производственных и финансовых показаетлях:
- Продажи (2023): 6,8 млн автомобилей (в 2022 году — 7,5 млн).
- Выручка (2023): 220 млрд долларов (в 2022 году — 240 млрд долларов).
- Чистая прибыль (2023): 9 млрд долларов (в 2022 году — 10,5 млрд долларов).
- Производство электромобилей (2023): 450 тыс. единиц (рост на 8%, но этого недостаточно для компенсации общего падения объемов).
По сравнению с другими гигантами автоиндустрии концерн выглядит относительно неплохо, но все равно проигрывает глобальную конкуренцию Китаю.
Южнокорейская компания Hyundai Motor Co и её дочерняя компания Kia Corp прогнозируют, что их совокупные мировые продажи вырастут примерно на 2% в 2024 году, несмотря на то, что продажи в прошлом году не достигли целевого показателя.
В 2023 году дуэт продал 7,3 млн автомобилей, что примерно на 3% меньше их общей целевой отметки в 7,52 млн, в основном из-за сложной экономической ситуации, в том числе из-за роста процентных ставок и инфляции, которые сделали автомобили недоступными для некоторых покупателей.
Причины замедления и снижения показателей:
- Санкции и геополитическая напряжённость: санкционные ограничения в отношении поставок в Россию и снижение спроса в Европе ударили по продажам Hyundai-Kia.
- Закрытие заводов: завод в Санкт-Петербурге (Россия) был окончательно закрыт в феврале 2024 года, что привело к потере ключевого рынка. А ведь он был в таком уже теперь далеком 2010 году. В стране была создана отличная дилерская сеть. Но все это пошло прахом.
Корейские машины были очень популярны у нас, но — на нет и суда нет. Теперь их место занял китайский автопром.
Китай наступает на пятки
Рост конкуренции в Китае: китайские автопроизводители вытесняют Hyundai-Kia с местного рынка благодаря более доступным и технологичным моделям.
Несмотря на увеличение производства электромобилей, компания не смогла компенсировать падение продаж традиционных моделей с двигателями внутреннего сгорания.Китай: лидерство в производстве и экспансии
На фоне трудностей, с которыми столкнулись западные автопроизводители, Китай укрепил свои позиции в мировой автомобильной индустрии.
В 2023 году китайские автопроизводители, такие как BYD, Geely и Changan, увеличили объёмы производства и продаж практически по всем показаетлям:
- Общий объем производства автомобилей в Китае (2023): 28 млн единиц (рост на 5% по сравнению с 2022 годом).
- Производство электромобилей в Китае (2023): 6,3 млн единиц (рост на 30%).
- Экспорт китайских автомобилей (2023): 4,2 млн единиц (рост на 50%).
Причины успеха Китая, на которые и нам следует внимательно посмотреть:
- Государственная поддержка: Китай продолжает активно субсидировать производство электромобилей и развивать инфраструктуру зарядных станций.
- Доступная цена: Китайские электромобили значительно дешевле западных аналогов.
- Технологическое превосходство: лидеры рынка, такие как BYD, разрабатывают более ёмкие и долговечные аккумуляторы.
ИТОГ
Падение объёмов производства Volkswagen, Toyota и Hyundai-Kia связано с разными факторами: от геополитики до технологических вызовов. Общие тенденции включают: Снижение доли рынка электромобилей: западные производители уступают лидерство китайским компаниям.
Закрытие заводов: проблемы с логистикой и спросом вынудили компании оптимизировать производство.
Рост конкуренции: китайцы не только захватывают местный рынок, но и активно расширяются на Запад вытесняя местных произыодителей. Когда США ввели дополнительные пошлины на авто из КНР, они стали просачиваться на рынок США из Мексики.
Такие времена.