Еще 20-25 лет назад, китайский автопром был широко известен в узких кругах специалистов. В 2000 году, по объему производства, страна занимала 6 место в мире с показателем около 2 млн. автомобилей в год.
На тот момент 5-ка мировых лидеров автопрома выглядела следующим образом
- США
- Япония
- Германия
- Южная Корея
- Канада
Однако за прошедшие 25 лет Китай совершил феноменальный прорыв в автомобилестроении и уверенно занимает мировую пальму первенства.
Объем производства автомобилей в Китае в 2023 году превысил 30 млн. шт. Этот показатель в 2 раза больше объема автомобильного производства во всей Европе.
Как Китай смог достичь таких результатов и будем разбирать в этой статье.
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Успех или не успех автопроизводства зависит от 5 ключевых факторов:
- Технологии
- Себестоимость производства
- Масштаб производства
- Поддержка государства
- Автокомпоненты
Китай целенаправленно и планомерно развивал все эти направления, что в итоге и позволило стать мировым лидеров в автомобильном производстве.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Получение автомобильных технологий является крайне важным компонентом в конкурентной борьбе. Многие игроки стараются не сильно ими разбрасываться.
Здесь можно напомнить историю не продажи Опеля в Европе Сбербанку.
Это было еще в относительно мирном 2009 году. Тогда Россия входила в пул западных стран и была членов G8. Но, несмотря на видимое благополучие в отношениях, России отказали в получении передовых автомобильных технологий.
В Китае это все прекрасно понимали и пошли параллельно 2-мя путями.
- создание собственных автомобильных компаний,
- создание совместных предприятий с ведущими западными брендами.
Копирование
Собственные китайские компании начинали с банального копирования автомобилей ведущих брендов.
Вот типичный пример
Китайцы вообще начиная с 90-х копировали все что можно и автомобили здесь были не исключение.
Принцип был простой — зачем изобретать велосипед, если его уже придумал другой.
Совместные предприятия
Большинство мировых автопроизводителей отрывают свои предприятия в других странах. Это нормальная практика. Но, Китай пошел своим путем. При создании совместных предприятий, основной пакет акций оставался у китайской стороны. При этом вклад западных компаний в совместные предприятия был оборудованием и технологиями.
Таким образом западные компании передавали Китаю технологии и системы управления производством, не имея при этом решающего контроля в совместной компании.
Здесь показателен пример Фольксвагена. В 2022 году он официально ушел из России. А вот его совместное предприятие в Китае начало поставлять машины на наш рынок. По сути проигнорировало решение концерна.
ФОльксваген из Китая
На сегодня в Китае порядка 80 автомобильных компаний. Пятерка крупнейших компаний в Китае выглядит так
- SAIC (Shanghai Automotive Industry Corporation) — крупнейший автопроизводитель в Китае, известен сотрудничеством с такими мировыми брендами как Volkswagen и General Motors.
- FAW (First Automobile Works) — один из старейших автопроизводителей Китая, специализирующийся на производстве грузовиков, автобусов и легковых автомобилей.
- BYD (Build Your Dreams) — стремительно развивающийся производитель электромобилей и гибридных автомобилей, известный своими инновационными технологиями.
- Changan Automobile — один из «большой четверки» автопроизводителей Китая, выпускающий широкий спектр автомобилей, от бюджетных моделей до премиальных SUV.
- GAC Group (Guangzhou Automobile Group) — государственный автопроизводитель, известный своими совместными предприятиями с такими компаниями как Toyota и Honda.
Электромобили
Китай активно включился в новую модную тему с электромобилями и на сегодня — лидер в этой отрасли.
Крупнейший американский завод Тесла находится именно в Китае. Само производство электромобиля относительно несложно.
Ключевое преимущество получает тот, кто контролирует производство аккумуляторов. Китай на сегодня стал крупнейшим игроком на рынке аккумуляторов.
Китай производит 44% электромобилей в мире и 80% литий-ионных аккумуляторов. В краткосрочной перспективе эта доля будет расти.
6 из 10 крупнейших производителей батарей для электромобилей являются китайскими компаниями. Среди них CATL занимает первое место с долей 35% от всего мирового производства.
Так что у Китая есть все возможности для дальнейшей экспансии на этом рынке.
Ситуация с технологиями уже начала переворачиваться. Теперь уже Запад требует от Китая не препятствовать распространению его передовых технологий. Такова жизнь.
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА
Главным ключевым фактором успешности любого производства является его себестоимость.
Себестоимость производства в Китае одна из самых низких в мире. Здесь есть несколько факторов.
На это работают сразу несколько факторов
- собственная компонентная база
- масштаб производства
- поддержка государства
Китай уже давно превратился в «мировую мастерскую». На Западе его даже обвиняют в том, что он создал избыточные производственные мощности, которые угнетают производство в западных странах.
Внутренний автомобильный рынок Китая самый крупный в мире.
Объем продаж новых автомобилей в 2023 году в самом Китае составил порядка 22 млн. шт.
Такой огромный объем авторынка позволяет производить много с минимальными издержками.
Цена среднестатистического электромобиля в Китае сейчас вдвое меньше аналогичного показателя для рынков Европы и США, пишет Forbes со ссылкой на подсчёты JATO Dynamics. По мнению экспертов отрасли, ценовой разрыв будет увеличиваться, что может создать дополнительную угрозу для западных производителей.
Поэтому не удивительно, что склады в Европе уже сейчас завалены не проданными автомобилями ФОльксваген и Ауди.
6 тыс. новых автомобилей на складе в Эссене
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
Уже давно правительство Китая активно поддерживает свою автомобильную промышленность.
В 2009 году правительство Китая внедрило политику субсидирования покупки подключаемых гибридных и электрических автомобилей и автобусов в 10 городах. Субсидии на единицу легковых автомобилей составляли от 4000 до 60 000 юаней. В десяти крупных городах, таких как Пекин и Сиань, китайские производители электромобилей тесно сотрудничали с компаниями такси, чтобы разработать операционные решения, которые улучшили бы основные технологии аккумуляторных батарей, такие как внедрение многосменности.
2 ноября 2020 года правительство Китая представило «Новый план развития индустрии энергетических транспортных средств (2021-2035)» для достижения устойчивого автомобильного будущего с сокращением выбросов. Этот план является частью политики поддержки, направленной на укрепление индустрии электромобилей. 21 июня 2023 года Китай представил значительный пакет налоговых льгот в размере 520 млрд юаней (72,3 млрд долларов США), рассчитанный на четыре года и предусматривающий налоговые льготы для новых энергетических автомобилей. Он предлагает полное освобождение от налога на покупку электромобилей, купленных в 2024 и 2025 годах, что приведет к потенциальной экономии до 30 000 юаней (4170 долларов США) на одно транспортное средство. С 2026 по 2027 год льгота будет сокращена вдвое и ограничена 15 000 юаней (2078 долларов США). Эта инициатива направлена на стимулирование роста автомобильной промышленности на фоне вялых продаж автомобилей. Такие регионы, как Шанхай, также представили местные инициативы по поддержке индустрии электромобилей, включая финансовую поддержку и планы внедрения для стимулирования роста в своих соответствующих регионах.
АВТОКОМПОНЕНТЫ
Про этот фактор можно говорить меньше всего. На мойе Ауди 2010 года довольно много деталей концерна произведенных уже тогда в Китае. Хотя сам автомобиль произведен в Германии. Т.е. уже 15 лет автозапчасти произведенные в Китае распространялись по всему миру.
Сейчас с большим трудом можно найти какую-либо автомобильную запчасть произведенную не в Китае. Это скорее исключение из правил.
Свое лидирующее место на мировом рынке автокомпонентов Китай занял намного раньше.
ИТОГ
Если где-то прибыло, то где-то убыло. Концерн Ниссан может прекратить свое существование если за год не найдет нового инвестора. Не удивлюсь, если этот инвестор будет из Китая.