Глава ВТБ Андрей Костин решил внести свои 5 копеек в тему возрождения и роста российской экономики. При этом его предложения выглядят довольно странно, учитывая предысторию вопроса хотя бы по отношению к банку ВТБ.
Здесь уместно вспомнить народное IPO банка ВТБ в 2007 году. Тогда с помпой провели массовую рекламу и продали гражданам акции банка по цене 13,6 копеек за штуку.
Сейчас акции стоят 1,9 коп. за штуку.
Т.е. инвесторы за 15 лет потеряли 85% своих вложений. Лично я не вкладывался в эти акции и после народного IPO зарекся иметь какие-либо отношения с этим банком. И как оказалось был прав. Владельцы брокерских и инвестиционных счетов получили свою порцию адреналина после введения санкций в отношении банка.
Прошлый год тоже оказался весьма печальным для банка. ВТБ всегда сравнивает себя со Сбербанком и тут конечно результат не в пользу ВТБ. Если у ВТБ в прошлом году убыток более 600 млрд. и отсутствие дивидендов, то у Сбербанка прибыль и дивиденды в размере 25 рублей на акцию.
И вот теперь Андрей Костин предлагает продать государству все, что еще не продано. Почему-то сразу повеяло призраком Анатолия Чубайса, который в сознании многих россиян ассоциируется с «прихватизацией» 90-х. Ведь тогда были придуманы не только чековые аукционы, но и так называемые «залоговые аукционы». Если посмотреть на 10-ку нашего олигархата по версии Forbes, то только Павел Дуров не относится к сырьевикам, получившим активы предприятий СССР в эти самые лихие 90-е.
В колонке на РБК Костин видит 3 пути развития экономики России и предлагает вариант поиска инвестиций
Т.е., по мнению банкира, есть 3 ключевых момента:
- у российского бизнеса полно денег, которые он не знает куда деть
- есть куча неэффективных госпредприятий, которые плохо работают
- переход в частные руки доказал высокую эффективность.
Вот здесь сразу захотелось остановиться по подробнее. Последний год бизнес только и говорит о том, что ему нужна помощь государства. Если кто и заработал на энергетическом кризисе, то это достаточно узкая группа сырьевиков и не более того.
Также интересно, а какие госпредприятия Костин считает необходимым передать в частные руки. Если брать банковский сектор, то только Сбербанк может представлять интерес для инвесторов. Но он и так тянет вверх весь остальной сектор в России. Тот же ВТБ постоянно получает вливание в свой капитал в том или ином виде, т.к. ниак не может найти свою эффективную модель развития.
В нефтяном секторе большая доля государства в Роснефти. Ее собираются приватизировать? Так там вроде Игорь Сечин решает все вопросы и компания один из крупнейших налогоплательщиков в стране на сегодня.
В секторе удобрений, который неплохо на росте газовых цен в Европе и мире, госкомпаний нет. В металлурги тоже все давно приватизировано.
В телекоммуникациях есть Ростелеком, но вряд-ли его будут передавать в частные руки. В энергетике есть большая доля компаний контролируемых государством, но это очень капиталоемкая отрасль и вряд-ли будут желающие вливать миллиарды на долгие годы.
Про «Ростех» я просто промолчу, т.к. и так все ясно.
Понимая токсичность темы приватизации в России, в Кремле решили дистанцироваться от прямой поддержки идей Костина.
Лично у меня нет стойкой уверенности, что приватизация, в том виде как она у нас была проведена, отвечала интересам большинства граждан страны.
Сейчас в мире порядка 2800 миллиардеров. При этом к России относится 116. И большая часть из них так или иначе связана с добычей и переработкой природных ресурсов.
Да, есть еще один огромный ресурс, который принадлежит государству — земля. Это земли всевозможных ведомств, структур и муниципалитетов. Но она и так в том или ином виде используется. И вряд-ли здесь можно ожидать какого-то экономического рывка.
Справедливости ради, надо заметить, что Костин приводит пример для приватизации — ОСК «Объединенная судостроительная компания», Перед ней стоит задача резкого роста производства числа судов. Но почему-то государственный статус мешает компании быстро развиваться. А вот если бы она была частная, то смогла бы выпускать новый флот, как «печь горячие пирожки». Не очень понятно, почему такое волшебное преображение должно случиться именно с ОСК.
Я не специалист в судостроении, но знаю, что процесс строительства судов капиталоемкий и требует длинных и дешевых денег. Почему вдруг у частного предприятия должны появиться в России длинные и дешевые деньги — не очень понятно. Скорее наоборот — госкомпании имеют больше шансов получить целевое госфинансирование на развитие программ.
В общем, вопросов больше чем ответов. А вы как считаете, надо сейчас передавать в частные руки, то что еще осталось у государства?