Друзья, наверно не все знают, но в июле месяце 2024 года начали работать новые правила работы банков по борьбе с мошенничеством.
Изменения в закон об НСПК вошли в силу месяц назад с 25 июля 2024г.
Теперь банки вынуждены будут возвращать похищенные мошенниками средства клиентов в течение 30 дней. Этот срок отчитывается от момента подачи заявления клиентом.
Казалось бы можно было только радоваться таким изменениям. На возврат средств можно рассчитывать в 3-х случаях:
— если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». ЦБ собирает эту базу на основе данных, полученных от банков и других операторов платежных систем. В ней содержится информация о совершенных операциях, о плательщиках и получателях денежных средств и т.п. Кредитные организации получают от ЦБ сведения из этой базы;
— если банк не направил клиенту уведомление о совершении перевода, который был совершен без согласия клиента;
— если клиент потерял карту или ею воспользовались без его согласия, то банк должен вернуть средства при условии, что клиент уведомил об этих фактах. Если же клиент не предупредил банк о потере контроля над картой, то банк может не возмещать средства. В этом случае также указан срок для возврата трансграничного перевода — 60 дней.
Пока мне никто не писал в письмах и обращениях, что банк по этому закону вернул средства. Да и в прессе как-то нет восторженных мнений клиентов о том, что банк без проблем и проволочек вернул все похищенное.
Скорее наоборот. Появились другие последствие и крайне неприятные для клиентов.
ИСТОРИЯ ПОДПИСЧИКА
Вот письмо — крик души, которое я получил на днях от своего подписчика.
письмо подписчика
Мошенники сделали перевод, а в итоге Анатолий получил блокировку не только перевода, но и всех счетов во всех банках, где были счета. Ситуация на самом деле крайне неприятная. Подписчика удивило, что ему предложили решать вопрос не в банках, а именно в ЦБ.
Как такое вообще может быть?
На самом деле ничего в этом удивительного нет. Все дело в законе 115-ФЗ.
Я допускаю, что на самом деле никакого мошеннического перевода и не было. Клиент сам занимался не совсем чистыми переводами, а теперь все сваливает на мошенников. Ситуация очень похожа на квартирную аферу с Долиной. То ли сама продала, а теперь пытается как-то вернуть обратно квартиру. То ли действительно мошенники увели деньги или квартиру. В любом случае, какой-то мутный осадок от всей этой истории уже есть.
Так и в этом случае — меня терзают смутные сомнения.
Но, сейчас не об этом, а о том как выпутываться из подобных ситуаций. Ведь в нее может попасть не только Анатолий.
ЧТО ЗНАЧИТ — ОБРАЩАЙТЕСЬ В ЦБ?
Это значит, что клиент находится в так называемом «черном списке» Банка России за нарушения как раз закона 115-ФЗ.
У Банка России есть специальная межведомственная комиссия (МВК), которая рассматривает обращения клиентов по выводу себя из этого списка.
Именно это и предложили Анатолию сделать в банках.
Также, возможна действительно ситуация с мошенническим переводом. Но мошенники в этом случае переводили средств на счет, который как раз в этом ЧС. ЦБ мог автоматически, все счета с которых делаются переводы на этот счет, тоже включить в ЧС. Т.е. в него попадают и жертвы мошенников.
В любом случае теперь сам клиент оказался в ЧС Банка России.
Заявление о рассмотрении вопроса на МВК ЦБ можно подать через интернет-приемную Банка России. Необходимо предоставить определенный набор документов и информации, который надо направить в электронном виде.
Ответ придет в течение 20 рабочих дней. В любом случае месяц придется как-то жить только на наличных или используя чужие карты. .Если придет отказ, то дальше останется только судебное рассмотрение вопроса. Но это уже другая история.