Друзья, мне нередко пишут возмущенные письма и комментарии по вопросу официальной инфляции и реального изменения цен в магазинах. Ведь это изменение +каждый из нас практически ежедневно ощущает на своем кошельке. Эпитеты приблизительно такие —
«Аффтар, ты в магазин ходишь? Там цены выросли на 30-50%, а ты про 6% инфляции басни рассказываешь».
На самом деле это объективно и в экономике есть даже такое понятие, как «личная инфляция». Т.е. это динамика цен тех товары и услуги, который каждый из нас потребляет. Кто-то, например каждый день обедает и ужинает в кафе. И тогда стоимость изменение цен в сфере общепита для него актуальна. Кто-то каждый день ездит на машине по 100 км. на работу и обратно. В этом случае цена бензина может бить по кошельку более ощутимо.
Но есть одно правило, что самые ходовые товары почему-то дорожают сильнее всего.
Давайте разберем этот вопрос на примере хлеба. Ведь не даром в народе говорят — «Хлеб всему голова».
Вот например, как менялись цены за 1 кг. хлеба в последние годы.
источник inflatio.ru
По большому счету причин для стабильного роста самых необходимых товаров и в т.ч. хлеба 3:
- их в любом случае купят
- низкая норма прибыли, если она вообще есть
- большой объем производства.
Давайте разберем вопрос как раз на ситуации с хлебом. Тем более пекари уже предупредили о повышении цен на 8-10% до конца года.
Вот структура затрат на производство одного стандартного батона при отпускной цене с завода в 20 руб.
- 2 руб. — НДС
- 6-8 руб. — логистика
- 5 руб. — мука
- 2 руб. — оплата труда.
- 3 руб. — остальные издержки (э/энергия, амортизация, добавки и т.д.)
Т.е. производство стандартного батона в лучшем случае безубыточно.
Но с начала года, подорожали все составляющие. Только зарплату поднимали на производстве 2 раза на 10–15% в феврале и на 10–15% в июле—августе). В отрасли серьезный дефицит кадров и отток сотрудников.
Поэтому предприятия просто вынуждены поднимать отпускные цены, т.к. для них это вопрос банального выживания — либо поднимать цены, либо останавливать производства. Ведь переориентировать большие производства на другую продукцию крайне сложно и затратно по времени и по деньгам.
Для товаров не массового спроса — ситуация немного другая.
Во-первых, у них норма прибыли намного больше — 10-30% и предприятия могут компенсировать часть роста издержек своей прибылью.
Во-вторых, покупатели могут ограничить покупки из-за роста цен. Поэтому не удивительно, что например в кризис фэшн-индустрия резко проседает по продажам, т.к. одежду или обувь можно еще поносить. Те же гаджеты, тоже не сильно растут в цене если вообще растут. Например ноутбуки с 2022 года практически не подрожали в цене.
В-третьих, компания может быстро перестроиться на выпуск другой более выгодной продукции.
ИТОГ
В итоге и получаем, что самая массовая продукция дорожает быстрее и сильнее всего. Причем это во всех странах так происходит. Другое дело, что когда доходы у граждан выше, то рост цен на самые необходимые товары и услуги не так бьет по качеству жизни. Но это уже другая история.