События последних 2-х лет начали отчетливо показывать отношения между странами, которое в свое время Владимир Высоцкий описал в песне о друге
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а — так;
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош, —
Парня в горы тяни — рискни!
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой —
Там поймёшь, кто такой.
Если парень в горах не ах,
Если сразу раскис — и вниз,
Шаг ступил на ледник — и сник,
Оступился — и в крик, —
Значит рядом с тобой — чужой,
Ты его не брани — гони.
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.
Применительно к отношениям России и Казахстана уже можно говорить определенно, что «парень …раскис, сник и в крик».
На сегодня уже можно найти 3 глубокие экономические трещины, в которые проваливаются отношения России и Казахстана.
1. Вода для Казахстана
Территория Казахстана страдает от недостатка пресной воды, как питьевой, так и для орошения. И это случилось не сегодня и не вчера.
Аральское море значительно усохло, как и главные реки — Сырдарья и Амударья.
Еще при СССР был план так называемого «поворота северных рек». Но в начале 90-х этот проект был забыт, т.к. стоил огромных денег. К тому же невозможно просчитать экологический эффект от такого грандиозного проекта.
Еще в 2021 году Казахстан и Россия обсуждали подобную возможность, но Россия ответила отказом
Теперь же в Казахстане опять вспомнили эту тему и начали ее раздувать.
2. Транспортный коридор из Китая в Европу
Для Китая сотрудничество с Европой является крайне важным, т.к. ЕС является крупнейшим потребителем товаров из поднебесной. Поэтому вопрос транспортировки товаров будоражит умы всех руководителей стран, находящихся между Китаем и Европой. При этом каждая из стран транзитеров старается уговорить Китай использовать в первую очередь ее территорию.
Холодным ушатом воды для Казахстана стало строительство:
- портового терминала в Архангельске
- строительство трассы М12
Новый проект трассы М12 предполагает прохождение от Екатеринбурга до Омска, затем до Новосибирска, после Бийск, Алтай, Монголия, и конечная точка — Китай.
Данная магистраль пойдет в обход Казахстана, что вряд-ли понравится нашему южному соседу. К тому же пропускная способность может составить до 100 млн.тонн. грузов в год.
Но, как говорится — ничего личного, только бизнес.
3. Санкционка
Не секрет, что Казахстан еще год назад активно участвовал в реэкспорте санкционных товаров в Россию.
Но затем США надавили на руководство страны и Казахстан публично встал на сторону поддержки западных санкций против России
источник rbc.ru
Не очень правда понятно, про какие союзнические обязательства говорит Токаев, но ему видней. В любом случае, совершенно понятно, что Казахстан нам «не друг и не враг, а так».
Это пожалуй самая точная характеристика наших текущих отношений с этой страной.
На самом деле этих трещин в отношениях России и Казахстана намного больше и в этом нет ничего хорошего для обеих стран.