Тема мошенников и блокировок счетов в банках продолжает волновать многих. Кому-то постоянно звонят мошенники, а кто-то реально теряет деньги, время и сделки из-за слишком придирчивого внимания сотрудников банка.
У меня самого был случай, когда моей 80-летней маме Сбербанк заблокировал счет и личный кабинет из-за перевода мне в том же банке. Ей пришлось идти в отделение банка и оформлять новую карту. Предыдущую банк сам скомпрометировал и отправил в утиль.
В этом месяце я сделал публикацию о том, как банки заблокировали все счета клиента и предложили обращаться в Банк России.
По сути банки сняли с себя всякую ответственность за принятое решение.— из-за перевода мошенников банки заблокировали все счета и предложили обращаться в ЦБ. — как такое может быть вообщеФИНАНСОВЫЕ тонкости25 августа
В комментариях к этой статье одна из подписчиц рассказала свою тоже весьма неприятную историю блокировки операций.
В октябре 23 года покупала машину, через подборщиков нашли подходящую в Брянске, сама живу в Санкт-Петербурге. Цена вопроса 1.5 млн рублей. Деньги лежали в ПочтаБанке. Заказала заблаговременно наличные, приехали с мужем в банк, там нет касс, снятие наличных только в банкомате. Поскольку карты банка у меня тоже нет, то обратилась к сотруднику банка, чтобы по временному коду через сотрудника снять наличные. Мой счет мгновенно заблокировали, пришло смс, мол, подозрение, что в отношении меня совершаются мошеннические действия и номер телефона, куда звонить для разблокировки. Позвонила, меня долго расспрашивали — сколько стоит машина, почему я покупаю машину в Брянске, зачем мне машина в ТАКОМ возрасте ( мне 63, стаж вождения почти 30 лет), почему такая дорогая, не оказывается ли на меня давление, не звонил ли кто, не просил ли деньги куда перевести. На мои ответы, что я нахожусь в офисе, с мужем, что я сотрудник правоохранительных органов в отставке, что меня видит сотрудник банка и ему показаны документы, что это муж, а не мошенник, что я в здравом уме и твердой памяти, был получен ответ, что счет разблокируют в течение 3 х дней. Сделка сорвалась, потому что на вечер у меня уже был куплен в Москву ( с продавцом договорились встретиться в Москве, куда он должен был перегнать машину для сделки, он мог со мной встретиться только в субботу и ждать до следующей субботы был не намерен ). Написала жалобу — простыню в ПочтаБанк. Ответ получен примерно такой — приносим свои извинения за доставленные вам неудобства. НЕУДОБСТВА. Я эту машину искала несколько месяцев….
Да, банк признал свою ошибку и принес извинения. Но, что толку? Сделка сорвана и машина ушла, которую клиент искал несколько месяцев.
Законные основания для контроля операций клиентов?
В соответствии с этим самым 115-ФЗ (статья 6) у банков есть обязанность осуществлять функции обязательно контроля при операциях свыше 1 млн. руб., но только по определенным видм операций. Снятие наличных средств со счета физического лица не подпадает под эти операции.
А значит и банк не обязан осуществлять функции обязательного контроля в этом случае.
Почему же банк так дотошно все выяснял?
Уверен, что все дело в возрасте клиента. Именно пожилые люди становятся главными жертвами мошенников. Поэтому банки сами настраивают собственную систему фрод-мониторинга, действуя по принципу
— лучше перебдеть, чем недобдеть.
Операция была не типичной для клиента и сумма была большая — 1,5 млн. руб., а значит она сразу и попала на сотрудника фрод-мониторинга.
Можно ли с банка взять неустойку за срыв сделки на покупку машины?
В соответствии с Гражданским кодексом банк должен выдать средства не позднее следующего дня как он получил распоряжение от клиента.
источник consultant.ru
Казалось бы вот она тема — банк выдал деньги, только через 3 дня, значит можно привлечь его к ответственности.
Но, не все так просто.
Летом прошлого года Госдума приняла поправки к закону о НСПК в котором наделила банки правом на 2 дня тормозить подозрительные переводы.
Именно по этой причине сотрудник фрод-мониторинга так долго выяснял, не действует ли клиент под влиянием мошенников. А сама операция была заблокирована на 2 дня.
В итоге и получились 3 дня, из которых 2 дня была блокировка по выяснению мотивов клиента.
ИТОГ
Если планируется операция с крупной суммой денег, то надо заранее ее проговаривать в банке. В том же Сбербанке с обычного счета без записи можно снять не более 250 тыс. руб. Если надо больше, то придется ездить по разным отделениям.
Если же сумма более 1 млн. руб. то это отдельная история, т.к. такие операции обязательно попадают в разряд с дополнительным контролем. Проще их разбить на несколько меньших платежей.
Понятно, что и ЦБ и банки ищут ту грань, чтобы и «овцы были целы и волки сыты».
С одной стороны надо и средства клиентов защищать от мошенников, а с другой стороны и сервис сильно не ухудшать.
В качестве компромисса и выбран срок в 2 дня, когда банки должны подтвердить правомерность и дееспособность клиента при совершении крупной операции.