Друзья, случилось то, о чем в т.ч. и я неоднократно рассказывал в своих статьях. Речь идет о Германии, как промышленной сверхдержавы. Вернее о том, что теперь такой сверхдержавы не будет. И это вывод не «пропутинских» экспертов из России, а откровенное признание аналитиков агентства Блумберг.
Вот название статьи, которая вышла вчера в этом издании.
И у этого вывода есть вполне конкретные авторы: Уилфрид Экль-Дорна, Яна Рэндоу, Кэролин Лук, и Petra Sorge.
Что удивительно, так это то, что даже Вторая мировая война не смогла низвергнуть Германию с позиции промышленной державы.
Процесс деиндустриализации Германии начался стремительно расти летом 2022 года, когда были разрушены газопроводы из России.
Пик промышленного производства в Германии пришелся на 2017 год.
Сворачивание инвестиционных планов и сокращение производств идет постепенно, шаг за шагом.
Дело в том, что начиная с 2021 года стоимость э/энергии в Германии для промышленности неуклонно растет.
В этих условиях предприятиям все сложней и сложней сводить концы с концами.
Вот признание руководителей шинных производств
Снижение конкурентоспособности промышленности угрожает ввергнуть Германию в нисходящую спираль, считает Мария Реттгер, глава подразделения по Северной Европе Michelin. Французский производитель шин закрывает два своих завода в Германии и сокращает третий к концу 2025 года, что затронет более 1500 рабочих. У американского конкурента Goodyear аналогичные планы в отношении двух объектов.
“Несмотря на мотивацию наших сотрудников, мы достигли точки, когда не можем экспортировать шины для грузовых автомобилей из Германии по конкурентоспособным ценам”, — сказала она в интервью. “Если Германия не сможет конкурентоспособно экспортировать продукцию в международном контексте, страна потеряет одну из своих самых сильных сторон”.
Завод Continental AG во Франкфурте. Производитель автозапчастей планирует закрыть завод по производству компонентов недалеко от Вольфсбурга из-за снижения спроса.Фотограф: Бен Килб/Bloomberg
Но энергетика и ресурсы из России, которых больше нет не единственная причина сворачивания производств.
Германия теряет математическую и технологическую школу.
Система образования, которая когда-то была сильной, является символом долгосрочного отсутствия инвестиций в государственные услуги. По оценкам исследовательского института Ifo, снижение математических навыков обойдется экономике примерно в 15 трлн долларов объема производства к концу столетия.
Замещение мигрантами коренного населения ФРГ приводит к падению уровня образования и как результат к технологическому отставанию.
Население Германии, если и растет, то только за счет приток мигрантов. Естественный прирост населения уже давно отрицательный.
Третий фактор — Китай.
На фоне проблем в немецкой промышленности Китай наращивает экспорт своей продукции в Европу замещая немецкие товары. При этом сам все меньше импортирует товаров из Германии.
Китай является крупнейшим торговым партнеров для Германии. Но при этом имеет большой торговый дефицит в торговле с КНР.
Но это проблема не только Германии, но и ЕС в целом. Посмотрите на параметры торговли ЕС и КНР за предыдущие годы
За 2022 год страны ЕС имели с Китаем дефицит в торговле на уровне 400 млрд. евро.
Если вернуться к Германии, то ее дефицит в торговле с Китаем был следующий
В прошлом году экспорт ФРГ в Китай упал на 10%, а вот импорт снизился на 19%. Это и привело к снижению дефицита. Но он все равно огромен.
Китай стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире и в первую очередь за счет поставок в Россию. Западные страны весьма безвольно отдали российский авторынок и теперь начинают пожинать плоды своих скоропалительных решений.
Можно констатировать, что Китай занял место Германии в части получения стабильных и выгодных ресурсов из России.
ИТОГ
3 причины приводят к деиндустриализации Германии в долгосрочной перспективе:
- отказ от российских ресурсов
- снижение интеллектуальных способностей населения
- конкуренция со стороны Китая.
Причем ни по каждом уиз направлений нет признаков изменения ситуации для Германии в лучшую сторону.