Друзья, сегодня четверг и тема дня — «Личные финансы». Решил немного пофилософствовать на тему богатства и целей в жизни. Понятно, что большинство из нас не прочь стать богатыми и успешными. Но это общие слова, под которыми каждый из нас понимает что-то свое.
Еще относительно недавно, основным символом богатства была роскошь во всех ее проявлениях. На этих символах выросли огромные компании с миллиардными оборотами. Достаточно вспомнить бренды: Rolex, LV, Cartier и т.д. Да и сейчас многие богатые предприниматели, успешные звезды стараются обзавестись яхтами, самолетами, роскошными виллами и т.д.
Вот например, самая дорогая яхта в мире стоимостью 1,2 млрд. долл., которая принадлежит Роману Абрамовичу
источник profvest.ru
Понятно, что никакого практического и экономического смысла в наличии такой яхты нет. Все дело в роскоши, которую эта яхта символизирует.
С этим все более-менее понятно, и человечество с этим живет уже более тысячи лет. Только раньше это были золотые украшения, акульи клыки, а сейчас виллы, яхты, самолеты и т.д.
С другой стороны, появляется все больше примеров, когда богатые люди не стараются афишировать свое богатство и обрамлять жизнь символами роскоши.
Яркими примерами, которые уже ушли из жизни, были Стив Джобс (со-основатель Apple) и Ингвар Кампрад (основатель IKEA). Стив Джобс всегда ездил на арендованных машинах, которые прокатная фирма давала ему бесплатно. Вот его известная фраза на этот счет
«…Будем ли мы ездить на автомобиле стоимостью 150 000 долларов или на машине стоимостью 30 000 долларов — дорога и расстояние одинаковы, и мы достигаем того же места назначения».
Ингвар Кампрад более 15 лет ездил Volvo 240 GL и нисколько по этому поводу не комплексовал.
Из предпринимателей новой формации можно отметить Павла Дурова, который не менее богат, чем Абрамович, но при этом ведет подчеркнуто скромный образ жизни. При этом, он предпочтет вложить деньги в какой-нибудь новый проект, чем потратиться на дорогую «игрушку».
И дело здесь не в аскетизме и появлении своеобразных «Плюшкиных» среди успешных людей.
Цифровая трансформация общества меняет отношение к материальному миру как таковому. Все больше из нас начинает ценить свободу и возможность творить. А мир вещей только отнимает время, деньги, управленческие ресурсы. Ведь их надо содержать, контролировать и управлять.
При этом власть идет не за материальным миром, а за умами землян. Не случайно Илон Маск купил Twitter, который убыточен, проблемен во многих аспектах, но обладает возможностями влиять на умы сотен миллионов граждан разных стран.
Но это, что называется — там наверху. Но здесь внизу тоже видны перемены не вооруженным взглядом.
Если раньше у очень многих цели в жизни формулировались в виде материальных объектов — квартира, дом, машина.
То сейчас все меняется и чаще слышишь уже такое:
- к 40 годам выйти на «пенсию»
- заниматься любимым делом из любой точки земного шара.
- создать пассивный доход, чтобы заниматься тем, что интересно и т.д.
Если так, то и цели управления личными финансами начинают кардинально меняться. Нас уже вполне устраивает каршеринг, а не покупка автомобиля. Квартиру покупать не хотим, т.к. арендовать проще и этот ряд можно продолжить.
Ко мне не часто, но иногда обращаются с просьбой помочь в долгосрочном финансовом планировании. Так вот теперь я всегда спрашиваю — Какие у вас цели, материальные или свобода?
И уже от этого ответа и начинаются «пляски с бубнами».
Друзья, а как Вы формулируете свои долгосрочные цели?