Друзья, сегодня поговорим о перипетиях иностранного бизнеса в России. Весной 2022 года ряд иностранных компаний начал дружно заявлять о своем бегстве из России. Кто-то это действительно сделал. Самым «послушным учеником» на школьном уроке по бегу оказалась Финляндия. Финские компании действительно ушли из России. Чтобы ни у кого не оставалось смонений, они еще и сухопутную границу с Россией закрыли.
В общем — развод и девичья фамилия.
Финские компании потеряли без малого 4 млрд. евро из-за своего скоропалительного ухода с российского рынка. Но это прямые убытки. Финляндия потеряла российских туристов, а также разорвала контракт с Росатомом на строительство АЭС.
Всего по словам Вячеслава Володина Россию покинули 24,1% иностранных компаний, а остальные сохранили свои позиции на российском рынке. Общее число ушедших — порядка 500 компаний.
Но рынок, на то он и рынок, что свято место пусто не бывает. На него пришли китайские, турецкие, арабские компании. Да и российские производители получили дополнительный импульс своего развития.
В целом ситуация контролируемая и не выглядит какой-то катастрофой. Россияне довольно спокойно пересели с западных иномарок на китайские авто и особо об этом не жалеют.
Глядя на все это некоторые иностранные компании начали по-тихому возврат своего бизнеса на российский рынок.
1. MICROSOFT
Компания довольно решительно смылась с нашего рынка. У нее был роскошный офис в Москве и относительно большой штат сотрудников.
офис Микрософт в Москве
Вот что заявил глава компании летом 2022 года.
Президент Microsoft Брэд Смит сообщил в онлайн-интервью Washington Post, что «компания делает свой бизнес в РФ все уже и уже до тех пор, пока в конце концов не останется почти ничего или вообще ничего». По его словам, Microsoft окажет поддержку всем российским сотрудникам компании.
Правда компания не закрыла свой московский офис. Она сократила численность с 376 сотрудников до всего 2-х человек.
Microsoft не собирается ликвидировать основное юридическое лицо «Майкрософт рус», а также «Майкрософт девелопмент центр рус» и «Майкрософт пейментс рус».
Но, начиная с весны 2024 года компания начала «включать заднюю».
Корпорация Microsoft разрешила россиянам скачивать и устанавливать обновления ОС Windows. Как сообщал CNews, эту возможность она отняла у них осенью 2022 г. в знак поддержки антироссийских санкций. Получить доступ к апдейтам все последующие месяцы можно было лишь путем предоставления Microsoft поддельного IP-адреса.
теперь можно купить
Я проверил свой аккаунт в Microsoft — все работает, СМС-коды подтверждения приходят. Все сообщения пишутся на русском и все работает. Так что все ОК!
2. ACER
Эта тайваньская компания была очень активной на рынке компьютерной техники. Ее ноутбуки и компьютеры находили путь к сердцу у российских пользователей.
Бизнес Acer в России — в числе лучших в Европе в 2021 году
Компания Acer подвела итоги работы в регионе Европа, Ближний Восток и Африка (EMEA) в 2021 г. Достижения Acer в России удостоились четырех наград: в номинациях «Лучшая прибыль», «Лучший мониторный бизнес», «Лучшее развитие новых направлений» и «Лучший коммерческий бизнес», а также получила серебряную награду в номинации «Лучшая страна 2021 года» в общем списке стран региона EMEA.
Благодаря четкому стратегическому планированию в потребительском сегменте ПК оборот Acer в России вырос на 120% год-к-году, при этом средняя цена устройства увеличилась на 28%. Кроме того, сейчас компания делает ставку на новый продукт Aspire Vero, который отвечает трендам современности на ответственное потребление и ESG повестке — конструкция ноутбука на 30% состоит из переработанного пластика.
Наиболее популярными моделями мониторов за прошедший год стали: KA242Ybi — в потребительском сегменте, Nitro VG270UPbmiipx — в игровом и Predator XB273UGSbmiiprzx — в профессиональном киберспорте. По данным аналитической компании ITResearch, Acer в России в 2021 г. заняла долю 12,3% в штучном эквиваленте, обеспечив себе 1-е место среди других производителей. При этом рост продаж мониторов под брендом AOPEN составил год к коду внушительные 53%.
В общем, компания в России — цвела и пахла.
Но весной 2022 года решила хлопнуть дверью.
Но компания решила все-таки не обрубать концы по-фински. Она сокращала объемы поставок, но не уходила до конца с рынка.
Теперь же возврат на российский рынок стал совершенно наглядным.
Тайваньская компания по производству компьютерной техники и электроники марки Acer представила на российском рынке несколько новых кнопочных телефонов.
Презентовано сразу три линейки: Disco, Twist и Jive, в каждую из которых вошли две-три модели простых аппаратов. Новинки уже появились на русской версии сайта производителя и позиционируются как дополнение к обычным смартфонам, чтобы провести (при необходимости) цифровой детокс.
Если же будет желание купить ноутбук то это можно сделать без особых проблем по вполне нормальным ценам.
3. UNICLO
Известный японский бренд одежды долго ломался но в конце-концов закрыл свои магазины в России. При этом за 2022 год получила убытков на 10 млрд. руб.
Сами торговые площади долго не пустовали. Их заняли Lime и Gloria Jeans и неплохо себя там ощущают.
Тем не менее японская компания окончательно не ушла. Он продолжила поставки через интернет-магазины.
Так что теперь можно достаточно просто прикупить себе вещички от японцев.
Причем цены вполне себе демократичные.
4. L’Occitane
Французская парфюмерная компания уходя не ушла. Тут поступили просто — переименовали магазины на русскую транскрипцию.
Теперь они называются Л.Окситан
Для покупателей ничего не изменилось. Все осталось по прежнему.
У юридического лица косметической сети L’Occitane, с недавних пор работающей в России под брендом «Л’Окситан», 10 июня 2022 года изменился состав учредителей. Как следует из данных ЕГРЮЛ, вместо зарегистрированной в Люксембурге L’Occitane International S.A. российским ООО «Л’Окситан Рус» теперь владеют его гендиректор Ростислав Коваленко (31%) и топ-менеджеры Наталья Милехина, Ольга Сабирова и Алексей Шумов (все по 23%).
По сути магазины стали работать в формате франшизы, т.к. сохранена стилистика бренда и ассортимент.
2 года назад руководство французской компании заявляло, что не будет поставлять новую продукцию в Россию. Но, как видим на практике, прошло более 2-х лет и продукция поставляется в сеть без каких-либо проблем.