Почему в СССР цену на товар выбивали прямо на изделии, а сейчас нет — мнение экономиста

4 mins read

Друзья, прочитал тут интересную информацию о том, что тысячи граждан западных стран ежегодно становятся россиянами и получают виды на жительство.

По статистике МВД России, в 2022 году российское гражданство получила 691 тыс. иностранцев. Большая часть из них — граждане из стран бывшего СССР, почти половина от этого числа — граждане Украины. А также 2 387 человек из стран ЕС и 262 гражданина США (примечательно, что количество запросов из западных стран по сравнению с 2021 годом почти не изменилось). Вид на жительство (ВНЖ) в России в прошлом году получили 3 107 представителей стран ЕС и 245 американцев. Казалось бы, капля в море. Но эти люди есть, и они по каким–то причинам выбирают Россию.

С одним из таких переехавших немцев познакомился мой друг. Дело в том, что он покупает и продает старые советские изделия и товары и часть их покупают именно иностранцы или бывшие иностранцы.

У них особенно ценятся товары на которых ценник выбит прямо на самом изделии. Вот как например на этой сковородке.

Уверен, что у многих из вас есть советские изделия с ценником на самом товаре.

-2

Для них это настоящий раритет. Но ценники раньше указывали не только на металлических изделиях. У меня есть блюдо 1955 года с ценником 42р50 коп.

Иностранцев удивляет сам факт нанесения ценника на товар. Ведь это означает, что цена на него фиксируется, что в эпоху капитализма невозможно представить. Ведь в капиталистическом мире цена формируется на основе баланса и предложения.

И в этом пожалуй главное отличие от социалистического уклада экономики.

Но, давайте перейдем к причинам почему в СССР так поступали и наносили ценник на сам товар.

ПРИЧИНЫ НАНЕСЕНИЯ ЦЕННИКА НА ТОВАР

Лично я вижу 2 такие причины.

Первая — дефицит

Не секрет, что в СССР был дефицит на ряд товаров. Как результат, многие товары продавались по другой, по сути не государственной цене.

Ради решения этой проблемы были даже созданы совхозы. Дело в том, что колхоз имел право сдавать свою продукцию не только государству, но и продавать ее на рынке. Совхоз же всю свою продукцию централизованно сдавал государству.

Поэтому, чтобы потребитель знал установленную государством цену, ее и выбивали или наносили на сам товар.

Вторая — стабильность цен

В отличие от капитализма, при социализме цена на товар устанавливалась в зависимости от издержек. Считалась себестоимость выпуска, добавлялась плановая прибыль в итоге и получалась цена. Ее и наносили на товар.

Т.е. формирование цены товаров при социализме и капитализме принципиально отличается. При социализме можно фиксировать цены на очень долгий срок, т.к. издержки зафиксированы при выпуске самого товара, а прибыль не имеет какого-то значения, т.к. она вся изымалась у предприятия.

Но у этой системы нормативных цен была и оборотная сторона медали — дефицит.

Здесь можно вспомнить анекдот советских времен, когда советского и американского заводов поменяли на некоторое время местами.

В итоге, американский директор на советском заводе заключил много новых контрактов, а советский наоборот их все расторг.

Т.е. социалистический уклад не был нацелен на экономически обоснованное расширение производства необходимых товаров. Он был заинтересован в формировании дефицита. Ведь обладание дефицитным товаром давало возможность преуспевать в перераспределении общественных благ как таковых.

Вряд-ли социализм в том советском виде имеет шансы на возрождение, т.к. экономически он оказался не состоятелен. Другое дело, что тот же Китай показывает пример более эффективного управления экономикой при сохранении коммунистической идеологии как таковой.

Но это уже другая история.

WRITE A COMMENT

Ваш адрес email не будет опубликован.