Ни для кого не секрет, что за технологическое превосходство в будущем началась настоящая достаточно беспощадная борьба среди основных мировых центров. Причем, в этой борьбе нет ни друзей, ни союзников.
Например, в США принят специальный закон о миллиардных «климатических субсидиях». Их получат «правильно ориентированные» компании, которые производят продукцию в США. Видя, что творится на газовом рынке Европы крупнейшие европейские компании стали сворачивать производство в Европе и переносить его в другие страны. Уже нет сомнений, что европейская экономика впала в рецессию из-за отказа от российских энергоресурсов.
Все надежды европейцев сейчас связаны с Китаем. Сейчас товарооборот между в Китаем и ЕС составляет около 200 млрд. долл. в квартал. Т.е. в 4 раза больше, чем между Россией и Китай.
Но Китай здесь не выглядит «паинькой» и тоже начинает теснить европейскую продукцию не только на мировом, но и на европейском рынке. Особенно активная борьба между ЕС и Китаем идет на рынке электромобилей. И понятно почему. В Европе уже заявили, что к 2030 году практически откажутся от автомобилей на двигателях внутреннего сгорания. А ведь объем авторынка в Европе составляет порядка 9-10 млн. автомобилей в год.
И вот Китай уже на рынке электромобилей Европы стал уверенно теснить европейскую автоиндустрию. Уже сейчас доля Китая на этом рынке составляет 8%, а к 2025 году может увеличиться до 15%. Т.е практически удвоиться за пару лет.
Чиновники из Германии, Франции, вместе к примкнувшей к ним Урсулой сразу завопили о недобросовестности Китая и затеяли специальное расследование на этот счет.
Итог подобных расследований понятен — повышение налогов или введение квот на поставки. Возможно, как говорил Винни-пух — «и того и другого, и можно побольше».
В поднебесной тоже не дураки сидят и понимают куда дует ветер. Но их история и менталитет намного гибче современных западных элит. Поэтому они стараются зрить в корень, но не вступать в прямое противостояние.
Одним из ключевых преимуществ Китая на рынке электромобилей является индустрия батарей. Не секрет, что технологически электромобиль намного проще обычного авто. Там нет сложной коробки передач и ДВС. Основная проблема в электромобилях — батареи. Кто держит этот рынок, тот будет держать и рынок электромобилей в целом. Ведь именно от батареи зависит такой важнейший параметр как пробег без подзарядки. Чем он больше, тем электромобиль становится привлекательнее для потребителя.
И вот Китай принимает довольно неожиданное решение об ограничении экспорта графита.
В Китае производится 90% графита в мире. Т.е. он по сути является монополистом на этом рынке.
Вы может задать вполне правомерный вопрос
«при чем тут графит и электромобили?»
Здесь все просто. Графит используется в производстве батарей для электромобилей и позволяет увеличить их мощность и долговечность.
Теперь Китай будет решать, кому давать графит, а кому нет. Да, возможно найдутся альтернативы, но они будут дороже.
А что в Европе?
В Европе строятся заводы по производству батарей для авто, но в них активно участвуют китайские предприятия.
В Венгрии строится крупнейший завод по производству батарей. Объем инвестиций — 7 млрд. евро. Но строит его китайская CATL.
Концерн Фольксваген тоже инвестирует 7 млрд. евро в производство батарей. И делает это он в партнерстве с китайской Gotion High-Tech.
По сути Китай «берет за горло» будущее европейской экономики. Ведь он будет не только совладельцем важных предприятий, но и будет контролировать поставки ключевых компонентов. Если что-то пойдет не так, то он может остановить поставки графита и предприятия просто встанут.
В общем, молодцы в поднебесной, ничего не скажешь. Умеют учиться на чужих ошибках. Сначала затянули западные технологии и инвестиции в свою страну, а теперь начинают собственную экспансию с контролем ключевых промышленных компетенций.
Красавцы, что сказать.