В далекие 20 лет назад, мы с семьей решили переехать из г. Химки в г. Москву. Это сейчас Химки практически интегрированы в Московскую инфраструктуру, а раньше это был достаточно типичный подмосковный город.
Тогда был очень благоприятный момент для переезда, т.к. цены в долларах резко упали. У нас в тот момент была качественная двушка в кирпичном доме и проблем с ее продажей не было. Продали мы ее за 33 тыс. долларов. Подбирали же квартиру 3-х комнатную и на остаток брали кредит под залог покупаемой квартиры.
Квартира с «кидком»
На 3-м просмотре нам попался очень интересный вариант. Хорошая панельная квартира в районе Беляево по цене 43 тыс. долл. за 70 кв.м.
В принципе нас все устраивало:
- до метро — 7 мин. пешком
- ремонта квартира не требовала и можно было сразу жить
- дом был введен 10 лет назад, а значит все ремонтные работы в доме в основном закончены
- пятый этаж с приятным видом на зеленый двор.
Собственником был один — 38-летний глава семьи. Это квартиру он получил в процессе приватизации и по его словам ему нужно было срочно продать. Поэтому и сделал цену чуть ниже. Он планировал переезд в другой регион. Так по крайней мере он сообщил нам.
Мы недолго думали и сразу стали оформлять документы для получения кредита. Ведь цена была на 4-5 тыс. долл. ниже рынка. Правда был один момент, что покупатель просил указать в договоре стоимость квартиры не 43 тыс. долл., а всего 20 тыс. долл.
Я работал тогда в банке и не видел каких-то серьезных проблем при оплате через ячейку. Тогда было в порядке вещей указывать заниженные стоимости квартиры в договоре.
У меня не было сомнений, что кредит дадут т.к. стоимость квартиры в 3 раза превышала сумму кредита. К тому же риэлтор, который помогал оформлять сделку убеждал, что квартира чистая и нет никаких проблем.
В чем был подвох?
Как ни странно проблемы возникли и причем серьезные.
И помог их раскопать именно банк, куда мы подали заявку на кредит. Причем не банк вообще, а менеджер Владимир, который вел эту сделку. Он не поленился и поехал сам за выпиской из домовой книги.
И он увидел, что за полгода до приватизации покупатель выписал жену и сына из этой квартиры и прописал их по другому адресу (как выяснилось у родителей жены).
Как мне потом объяснил менеджер — ребенок по сути был лишен жилплощади. Тогда мы запросили согласие опеки на сделку, но покупатель категорически отказался, т.к. типа это долгая процедура, а у него видите-ли нет времени.
Как бы нас «кинули»
Тогда-то нам и стал понятен весьма незатейливый план по отъему у нас 23 тыс. долл.
После сделки и передачи денег она могла быть опротестована со стороны опеки. В этом случае сделка признается недействительной. Это значит, что мы должны были освободить купленную квартиру, а нам бы ушлый продавец вернул бы 20 тыс. долл., а не 43 тыс. положенных в ячейку.
Именно поэтому он и сделал цену на квартиру чуть ниже, чтобы найти лохов на «халяву». Мы не стали раздувать скандал, а просто отказались от сделки, сказав, что банк не одобрил кредит.
В итоге мы купили квартиру за те же деньги но на первичке. Да, нам пришлось ждать еще полгода до вселения, но это как говорится совсем другая история.
После этой истории мы дали зарок, что если покупать недвижимость, то только в ипотеку. Ведь банк в этом случае тоже является полноценным участником сделки и разделяет риски по статусу недвижимости.
Именно участи банка помогло нам спасти 23 тыс. долл. — огромные по тем временам деньги. Да и сейчас тоже не малые.