Меня нередко спрашивают о том, как правильно подходить к вопросу выбора кредита. На что в первую очередь обратить внимание и т.д. На эту тему я сделал отдельные 3 поста, где все разложил по полочкам.
Надо сказать, что еще 10 лет назад Банк России выпустил специальную Памятку для будущих заемщиков и рекомендовал банкам информировать клиентов о ней.
Но если Вы обратитесь в отделение любого банка, то с вероятностью 99,9% Вмам скажут, что ничего не не знают. В свой последний визит в наш самый крупный банк, я в очередной раз спросил менеджера о Памятке ЦБ для заемщиков, на что получил вполне ожидаемый ответ
«мы о такой ничего не знаем».
И я менеджеру верю. Он действительно о ней ничего не знает, т.к. в списке материалов для обучения сотрудников ее нет. Ссылку на Памятку я дам в конце статьи и Вы сможете с ней ознакомиться.
Почему же работа ЦБ оказалась по большому счету напрасной?
Все дело в статусе документа и содержании.
1. Статус Памятки
Памятка была публикована в Вестнике Банка России еще в 2008 году. Вот как был сформулирован Приказ о ее введении.
Т.е. те. управлениям ЦБ поручается провести работу с банками. Но никаких обязательств у банков и ответственности за неинформирование нет. Поэтому можно не информировать и банкам за это ничего не будет. ЧТо собственно и происходит.
2. Содержание Памятки
Понятно, что если бы в Памятке были написаны моменты выгодные банкам, то они бы с удвоенной энергией ее показывали всем и вся. Но главный посыл Памятки заключается в взвешенном и продуманном решении клиента о взятии кредита.
Сама Памятка включает 4 раздела:
- осознание ответственности при взятии кредит
- получение детальной информации о кредите, условиях обслуживания и погашения
- доскональное изучение пунктов кредитного д оговора и получения необходимых разъяснений
- ответственность при подписании договора.
Почему банки не знакомят с Памяткой?
А теперь давайте вспомним, как на практике происходит получение кредита?
В большинстве случае на говорят о сроке кредита, размере платежа и сумме. И собственно все. С тарифами, полными условиями обслуживания редко когда знакомят.
Дежурная фраза — «все есть на сайте, может там почитать, а форму договора изменить нельзя».
И только придя домой и начав действовать по Памятке, начинаем узнавать реальную ситуацию про свой кредит. Ставка по кредиту у нас больше, в сумму кредита впихнули страховку, а за просрочку на один день — немеренный штраф.
ИТОГО
В общем все это напоминает ситуацию юморески Аркадия Райкина про пошитый костюм — » к пуговицам претензий нет, пришиты намертво, не оторвешь».
Так и здесь. ЦБ отчитался о проделанной работе. Подготовил документ и издал Приказ, напечатала в Вестнике. Формально все сделано. Но дьявол кроется в деталях. Вся эта работа не дает никакого результата, т.к. у банков нет обязанности эту информацию предоставлять клиентам и нет ответственности. Вот собственно и все.